1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Домашний логопед

Речь - это то, что отличает человека от всех других живых существ, которые есть на нашей планете. Речь человека может совершенствоваться на протяжении всей жизни, и нужна практически в любых видах деятельности. Как же развивается речь? Какие трудности подстерегают детей при ее освоении?

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Ребёнок ещё не родился и даже не “запрограммирован”, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут “готовить” речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего малыша может оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

-алкоголизм -искусственное прерывание предшествующих беременностей;

-наркомания;

-профессиональные “агрессивные вредные факторы”, действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок, наличие радиации и т. п.

Заболевания матери во время беременности (острые и хронические). Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, листериоз, токсоплазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.).и курение;

Нередко нарушение речевой функции связано с поражением определенных областей головного мозга.

Разумеется, речь — это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определенных областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства. Речевые расстройства, связанные с поражением центральной нервной системы, наступают в связи:

    с недоразвитием головного мозга (например, микроэнцефалия);
    с инфекционными заболеваниями (менинго-энцефалиты различной этиологии: менингококковый, коревой, сифилитический, туберкулезный и т. п.);
    с травмами головного мозга (в том числе и с родовыми травмами);
    с развитием опухолевого процесса, приводящего к сдавливанию структур мозга, нарушению кровоснабжения и перерождению мозговой ткани;
    с психическими заболеваниями (шизофренией, маниакально-депрессивным психозом), при которых нарушается структура клеток мозга;
    с кровоизлиянием в мозговую ткань.

Не последнюю роль играет окружение, в котором растет ребенок. Разговаривают ли с ним в семье? Насколько приветливо и ласково это делают взрослые? Ведь потребность высказаться обычно намного острее в среде общительных и доброжелательных людей. Вполне закономерно, что у постоянно озабоченных чем-то родителей ребенок заговаривает поздно. Особенно когда детская инициатива подавляется, и ребенком постоянно командуют.

Очень важно с самого начала приучать ребенка говорить правильно. Не сюсюкайте с ним и не искажайте слова. Речь с уменьшительными словечками звучит забавно, однако она тормозит развитие навыков речи, поскольку малыш не слышит правильное произношение слов. Корявое произношение может стать привычкой, которая уже не покажется нам милой. Не подстраивайтесь под разговор ребенка, а дружелюбно и терпеливо исправляйте недостатки его произношения.

Сразу следует сказать, что развитие речи у детей индивидуально и приведенные далее критерии являются примерными. Но все же, если в указанные сроки у ребенка не появляется в речи что-то новое, нужно обращать на это внимание и вовремя помогать ему.

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя"

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Для полноценного развития речи необходимо:

    Развивать слуховое внимание
    Развивать фонематическое восприятие
    Развивать фонематический анализ

В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь - один из показателей общей культуры педагога, хороший пример для дошкольников. Мы, учим детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Поощряем, когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд совсем простые и незамысловатые игры, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания:

1. Игры на определение звучащего предмета:

“Узнай предмет по издаваемому звуку.”

“Угадай, что звучит?”

“Угадай, на чем я играю?”

2. Игры на определение местонахождения звучащего предмета:

“Угадай, где звенит?”

“Жмурки”

3. Игры на выполнение определенного действия:

“Угадай, что надо делать?” - в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия - бегут, шагают, подпрыгивают, останавливаются.

4. Игры на определение по звукоподражаниям голоса животных:

“Угадай, кто кричит?”

“Кто спрятался в домике?”

“Кто за забором?

5. Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:

“Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?”

“Животные и их детеныши.”

“Большой-маленький.”

6. Игры на определение темпа какого-либо действия:

“Поезд”

“Дождик-кап-кап-кап!”

“Лошадка.”

Логопедический экран. Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза.

Для развития речи в норме необходимо:

    Формировать правильное речевое дыхание
    Развивать правильное звукопроизношение
    Развивать лексико-грамматический строй речи

При различных речевых нарушениях применяется такой вид логопедического массажа, как зондовый массаж Новиковой. Его проведение оказывает общее воздействие на организм, причём возникающие изменения в нервной и мышечной системах оказывают благотворное влияние на речеобразующий процесс. Этот вид массажа способствует установлению нормального тонуса мышц аппарата артикуляции, развитию моторики движений.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.
 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
 

ПАУЧОК


Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.   
 

 
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
 

ПЧЁЛКИ

 

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
 

 

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
 

                   НУЖНА ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА?


Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь специалиста. Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением - поставьте цифру 0.

 

№    Утверждение                                                                                                Баллы


1.    У членов нашей семьи есть недостатки произношения.    
2.    Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.    
3.    Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)    
4.    Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.    
5.    Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.    
6.    Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.    
7.    Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).    
8.    У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.    
9.    Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.    
10.    Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.    
11.    Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.    
12.    В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).    
13.    Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.    
14.    Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!    
15.    Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.    
16.    Наш ребёнок заикается.    
17.    Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.    

     Общее количество баллов:    


Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.
Если Вы набрали от 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 - рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

Меню

Menu
Go to Top